Стоматология, лечение кариеса — два неразрывных понятия в сознании большинства людей. И они действительно неразрывны, потому что, наверное, никакая другая патология полости рта не имеет такого широкого распространения и не занимает так много времени стоматологов, как кариес и его лечение.

Ка́риес (от латинского «caries» -«гниение») — это медленно протекающий локальный процесс разрушения твердых тканей зуба.

Основной причиной кариеса является деминерализация — разрушение твердой минеральной составляющей ткани зуба. Это прежде всего соединения кальция, фосфора, фтора, которые под воздействием синтезируемых микроорганизмами органических кислот растворяются и вымываются из ткани зуба, с дальнейшим образованием кариозной полости. Образованию кислот (а это молочная, муравьиная, пропионовая, масляная и другие) способствует ряд факторов.

Пища, содержащая большое количество углеводов. Углеводы активно перерабатываются бактериями и уже через несколько минут pH в ротовой полости может сместиться до 4
Образование налета на зубах. Эта проблема вызвана несоблюдением гигиены полости рта (игнорируются чистка зубов и ополаскивание ротовой полости, либо эти процедуры совершаются неправильно), а также отсутствием в рационе твердой клетчатки, способствующей естественной очистке зубов
Недостаточное выделение слюны. Слюна имеет слабощелочную реакцию и способствует частичной нейтрализации кислот, кроме того, содержит лизоцим, обладающий бактерицидным действием
Предрасполагающими к кариесу факторами являются трещины и сколы эмали, недостаток фтора, фосфора и кальция в питании (особенно в период беременности), также заболевания связочного аппарата зубов (пародонта), иммунные и гормональные нарушения. Для достижения наилучшего результата лечение кариеса необходимо проводить комплексно, с учетом вышеперечисленных факторов.
По степени поражения различают несколько стадий кариеса.

Кариозное пятно. На этой стадии в следствии деминерализации цвет эмали локально изменен, может снижаться гладкость. Болевые ощущения, как правило, отсутствуют

Поверхностный кариес. Появляется меловое пятно, иногда с частичной пигментацией. Могут возникать болевые ощущения в связи с приемом кислого, сладкого, холодного. Лечение кариеса на этой стадии, хотя и не всегда, уже может быть связано с необходимостью установки пломбы

Средний кариес. Поражается слой дентина, усиливается боль от раздражающих факторов. Как правило, необходима установка пломбы

Глубокий кариес. Поражение достигает околопульпарного дентина, возникает угроза воспаления пульпы. Болевые ощущения становятся очень выражены

Лечение глубокого кариеса — процесс достаточно сложный, требующий высокой врачебной квалификации. Часто приходится прибегать к удалению пульпы и цементации каналов.

Осложнения при кариесе связаны с воздействием микробных агентов, а также реакцией организма на это воздействие. Кариозная полость служит инкубатором для плодящихся микроорганизмов (в основной массе это бактерии). Кроме того, она является входными воротами для этой бактериальной инфекции, через которые инфекционные агенты могут проникать во внутреннюю среду организма (в кровь, лимфу, межклеточную жидкость). Например, попадая в кровь или лимфу бактерии разносятся по организму и могут вызывать воспаления лимфоузлов, аллергизацию, ревматоидные реакции, септические очаги. Особенно опасны флегмоны (гнойные пропитывания тканей), т.к. имеют тяжелое течение, требуют лечения с применением оперативного вмешательства и могут приводить к летальному исходу.

С учетов всего вышеизложенного необходимо подчеркнуть важность профилактических мероприятий — осмотр у стоматолога каждые пол года должен стать неотьемлемой частью заботы о своем здоровье.

Наша стоматологическая клиника имеет весь необходимый для лечения кариеса спектр средств и методик. Ждем Вас на наших приемах.